Нормальный расход газа на 10–15% выше среднего расхода бензина на 100 км пробега, то есть 1 л бензина равен 1–1,1 л газа. Если расход газа превышает расход бензина более чем на 15%, то, скорее всего, нужно более корректно настроить систему ГБО. А чтобы понять, насколько газ выгоднее бензина, достаточно сравнить цену газа и бензина на вашей любимой заправке. Обычно цена 1 л газа раза в два ниже, чем 1 л бензина. То есть вы экономите около 50% на каждой заправке.
Газовые баллоны производятся двух видов – цилиндрические и тороидальные. Если вопрос в том, чтобы поставить баллон большей вместимости, выбирайте цилиндрический. Такие баллоны можно найти в любой конфигурации по емкости и габаритам. Если речь идет о том, чтобы максимально эстетично и практично установить баллон, не ограничивая багажное пространство, то лучше выбрать тороидальный. Баллоны тороидальной формы отлично размещаются в нише для запасного колеса, не занимают лишнего места, а по объему могут быть от 38 до 89 л.
Существуют два типа газового топлива – пропан-бутановая смесь и метан. Пропан-бутан – это тот вид газа, на котором ездит большинство авто оборудованного ГБО в Украине. Почему так, давайте разберемся?
Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10–15 атмосфер), а метан – сжатый природный газ (в машине находится под давлением 200–250 атмосфер). Из-за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны. Кроме того, у метановых установок гораздо выше требования к безопасности. И это не говоря о том, что метановые заправки не так-то легко найти (даже в Киеве их крайне немного). Поэтому для системы ГБО на легковых авто предпочтительнее пропан-бутан, а не метан.
Обычно на газе ваше авто так же динамично ездит, как и на бензине. Хотя бы в силу того, что качество нашего бензина иногда оставляет желать лучшего, и ваша машина ездит не так хорошо, как могла бы. А если установить вариатор УОЗ, то показатели работы двигателя на газе по ряду параметров будут даже лучше, чем на бензине.
Любое ГБО более чувствительно к чистоте воздушного фильтра по сравнению с ездой на бензине. Поэтому мы рекомендуем менять воздушный фильтр чуть чаще, чем при эксплуатации на бензине: допустим, не раз через 15 000 км, а раз через 10 000–12 000 км. Если расход газа в вашем автомобиле увеличился, то, возможно, дело как раз в воздушном фильтре. Если есть сомнения в его чистоте (например, по полевым дорогам покатались), то лучше сразу поменять.
В Украине 5-е поколение ГБО часто путают с 4-м специальным для двигателей с системой прямого впрыска топлива – FSI, TSI, TFSI, GDI, SkyActiv.
Система ГБО 5-го поколения предназначена для двигателей с распределенным впрыском топлива, в которых основное отличие от 4-го поколения ГБО состоит в том, что впрыск газа производится в жидкой фазе.
Мы не устанавливаем системы ГБО 5-го поколения и не рекомендуем это делать, так как завод-производитель больше их не выпускает, найти расходники для технического обслуживания этих систем очень проблематично. Самое главное – у этих систем слабым элементом считается насос, который очень быстро выходит из строя при эксплуатации в украинских реалиях.
Рекомендуем рассмотреть 4-е поколение ГБО, которое установлено на 90% автомобилей в Украине.
Баллон устанавливается на автомобиль согласно государственным стандартам и нормам безопасности. Достаточно помнить при монтаже, что баллон не должен быть нижней точкой в авто. Сам сосуд очень прочный, сделан из стали толщиной 3–4 мм, в отличие от штатного бензобака, который в некоторых современных авто выполнен из пластика.
Большинство современных автомобилей имеет гидрокомпенсаторы хода клапанов, с их помощью двигатель подстраивается под изменение свойств топлива. Для автомобилей без гидрокомпенсаторов обязательна регулировка клапанов с интервалом, установленным заводом-изготовителем. На газе он чаще составляет 10 000–15 000 км пробега.
Вот несколько причин, по которым клапаны прогорают:
Эти причины универсальные и не относятся напрямую к газу, поскольку из-за них выходят из строя и клапаны на бензине.
Таким образом, сам газ не наносит вреда двигателю. Вред наносят бедная смесь и неправильные регулировки, независимо от того, на чем работает двигатель: на бензине или на газе.
На бензине бедную смесь способен обнаружить и «поправить» кислородный датчик. С газом это не срабатывает, поэтому перед установкой газового оборудования машину обязательно проверяют на проблемы с мотором, зажиганием, а также проводят проверку исправности датчиков кислорода. Для устранения проблем перед установкой ГБО мастер направит машину на ремонт.
Интервью со специалистом:
Актуальный список действующих организаций вы можете найти на сайте: mtu.gov.ua. Процедура занимает два часа.
Регистрируют ГБО (вписывают в техпаспорт) во всех сервисных центрах МВД. Загрузку любого сервисного центра Украины можно посмотреть в онлайн-режиме на официальном сайте по веб-камерам: hsc.gov.ua.
В ближайшие 3–5 лет электрокар станет вариантом для большого города, без амбиций на дальние путешествия, ведь емкости батареи хватает до пяти часов эксплуатации («Теслу» не рассматриваем ввиду стоимости). Зарядных станций мало, а продолжительность зарядки занимает от четырех часов, в лучшем случае – на высокоскоростной заправке, где и стоимость высокая.
Так что, покупая авто с электродвигателем, забываем о путешествиях на авто, по крайней мере, до тех пор, пока не получим достаточного количества зарядных станций на дорогах. Ведь, в отличие от бензинового двигателя, электричеством из канистры не заправишься.
Имея большие пробеги и не ограничивая себя в возможностях, за 3–5 лет можно окупить не только установку ГБО, но и покупку самого авто.
По сравнению с бензином у дизельных автомобилей небольшой расход топлива – 5–7 л.
Однако и недостатков тоже предостаточно:
Дизель даже запрещен в некоторых странах Европы, так как не является экологичным топливом. Это говорит о том, что путешествовать на дизельном авто будет крайне проблематично.
Путешествие по Европе на авто с ГБО – это просто, удобно и дешевле в два раза, чем на бензине, главное – знать некоторые нюансы.
Подробности о типах заправочных устройств рассказаны в статье: Карта типов LPG адаптеров в Европе - советы бывалых
Иногда распускаются слухи, что для газа нужны свечи, отличающиеся от обычных, некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG (типа для газа). Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Самое главное, чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча – это вероятность «обратного хлопка», последствия которого для инжекторного мотора могут быть весьма плачевными.
Чаще всего в сервис обращаются с вопросами:
Если есть утечка в заправочном устройстве или перебита (перетерта) газовая магистраль – запах появляется утром при запуске авто, если же «на горячую» запах пропадает – утечка происходит в газовых рукавах.
Если клиент чувствует запах:
При выключенном зажигании нажмите и удерживайте кнопку управления топливными режимами в положении «газ». Затем включайте зажигания и крутите стартер до подхвата. Если причина аварийного пуска на газе заключается в отсутствии бензина, то немедленно отправляйтесь на АЗС. В противном случае есть риск выхода из строя бензонасоса.
Для начала нужно ответить на вопросы:
Стоит объяснить, как именно клиент может точно определить потребление газа:
Формула расчета расхода топлива
Израсходованное количество топлива делим на пройденное расстояние и умножаем получившееся число на 100.
Чтобы это не казалось вам чем-то сложным, вот пример.
Допустим, вы потратили 28 л на 300 км пути.
Вычисления будут такими: 28 / 300 x 100 = 9,3 л на 100 км.
Если проблема с большим расходом подтверждается, то необходимо подключить электронику и посмотреть настройки по коррекции (как на газу, так и на бензине).
Распространенные причины повышенного расхода газа:
С чем может быть связана проблема:
Проблема может быть связана с тем, что:
При правильной установке ГБО не должна появляться ошибка check engine.
Распространенные причины – ошибка по смеси или по пропускам.
Распространенная причина – некачественные тройники, хомуты и рукава. Мы сталкиваемся с такой проблемой на сервисе ГБО, многие установщики экономят на этих деталях. Достаточно установить качественные комплектующие, и такая проблема не возникает.
Появляется писк и после этого происходит отключение или кнопка мигает, а затем отключается:
Не светится кнопка переключения топлива газ-бензин
Причины, почему кнопка переключения топлива может светиться, но газ не включаться:
Подробнее смотрите в видео:
Проблема может быть связана с тем, что:
Распространенная причина – заклинило поплавок в баллоне.
Следует:
С чем может быть связана проблема:
Самая распространенная проблема – пробитая мембрана газового редуктора.
Неисправность стоит искать в форсунках или газовом редукторе.
ГБО 2 противопоказано для современных инжекторных систем, двигателей с прямым впрыском и автомобилей с пластиковым впускным коллектором. Здесь применяется распределенный впрыск газа – ГБО 4-го поколения и выше. ГБО 2 предназначено для карбюраторных двигателей.
Конденсат образуется активней при недостаточном прогревании редуктора-испарителя. Если переключаться на газ на прогретом моторе, то процедуру можно проводить через каждые два месяца (городская эксплуатация).
При правильной настройке и комплектации ГБО отдача ДВС не меняется. Корректность настройки определяется исключительно посредством диагностики. Авто «без обратной связи» проверяются газоанализатором.
Из-за разницы важных параметров этих топлив, расход газа всегда выше бензинового на 15–20%. Отклонения от нормы указывают на некорректность топливной смеси, что негативно сказывается на ресурсе ДВС.
Сеть станций «Время Газа» – сертифицированный установщик. Мы выдаем полный пакет документов, необходимых для сертификации ГБО.
Где пройти сертификацию колесных транспортных средств в 2020 году?
Актуальный список действующих организаций вы можете найти на сайте: mtu.gov.ua. Процедура занимает два часа.
Регистрируют ГБО (вписывают в техпаспорт) во всех сервисных центрах МВД. Загрузку любого сервисного центра Украины можно посмотреть в онлайн-режиме на официальном сайте по веб-камерам: hsc.gov.ua.
ГБО 4-го поколения и выше в сезонных регулировках не нуждается. За формирование смеси здесь отвечает ЭБУ. А вот ГБО 2 при переходе с «зимней» смеси на «летнюю» и обратно регулировать желательно. Также сезонную диагностику необходимо проходить для проверки соединений системы ГБО – рукавов и хомутов, так как именно эти комплектующие находятся в группе риска.
Каждая настройка нуждается в проверке посредством диагностики. Газ не детонирует, поэтому догадаться, насколько правильно формируется топливная смесь, без средств диагностики невозможно.
Недорогие форсунки действительно работают шумно, в отличие от моделей среднего и высокого ценовых сегментов. На возможную неисправность форсунки указывает не шум, а неустойчивая работа ДВС. Приезжайте к нам на диагностику, чтобы узнать, в форсунках ли дело.