Что такое ГБО для авто: от заката до рассвета

ГБО
27 июня, 2018
Поделиться: 
Первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС), созданный Франсуа де Ривазом, изначально был приспособлен к газообразному топливу. Его последователи продолжили эксперименты с газовым горючим. В середине 19-го века в ходу был светильный газ, в состав которого входил водород, метан и углекислый газ. Однако сложности с транспортировкой и редукцией газообразного топлива определили дальнейшую эволюцию двигателестроения – о газе забыли почти на 50 лет, а в качестве моторного топлива стали использовать бензин и дизель.

Периодически о газе вспоминали, но в основном локально, от недостатка жидкого топлива, как в СССР, например. Впервые глобальный интерес к газу вернулся с началом первого в истории цивилизации энергетического кризиса в начале 70-х. Страны Европы попали под удар из-за недостатка собственной добычи нефти. Благодаря развитости малого бизнеса, наибольшее развитие в создании ГБО произошло в Италии. Из семейных мануфактур того времени вышло большинство крупных производителей оборудования, которые нам известны сегодня.

Ранняя технология

Газобаллонное оборудование 1-го и 2-го поколений представляет собой простую комбинацию из баллона и редуктора-испарителя, в котором баллонное давление (15-16 атм.) понижается до рабочего (1-1,3 атм.). Принцип работы до остроумия прост: газ поступает в карбюратор за счет разряжения в коллекторе. Автомобили на водородеДля удобства впрыска применяют проставку под карбюратор, а то и вовсе врезают штуцер в корпус карбюратора.

У этих поколений была и одна сложность, связанная с переохлаждением испарителя – при резком снижении давления пропан-бутан переходил из сжиженного состояние в газообразное. Процесс сопровождался снижением температуры. Чтобы корпус редуктора не перемерзал, через него пропускают антифриз из системы охлаждения.

Для нормальной работы ГБО сперва отстраивают подачу газа на холостом ходу, а затем регулируют работу мотора на высоких оборотах. Из-за субъективности оценки настройки «на глаз», корректно настроить систему без специального оборудования практически невозможно. Отсюда и встречаются негативные отзывы, мол, на газе мощность автомобиля существенно падает. На деле же виноват настройщик или сам автовладелец, который пытается «подрегулировать» систему. В результате – некорректный состав смеси, а следовательно, и нарушенный режим ее сгорания.

Современное ГБО

С появлением технологичных двигателей и совершенных систем впрыска проблема усугубляется – ошибки настроек обходятся дороже, а их последствия проявляются быстрее. Производители газовых установок стали совершенствовать технологию, главным образом колдуя со способом подачи газа и дозированием впрыска. Сперва появилось ГБО с механическими форсунками. Но скорость их срабатывания сильно уступала скорострельности бензиновых форсунок, поэтому вскоре появились электромагнитные форсунки, которые принципиально не отличаются от бензиновых. Вопрос лишь в пропускной способности и давлении топлива. Первый показатель у газовых форсунок выше из-за объема газа, а второй ниже, потому что распылять газ в парообразном состоянии не нужно.

Система работает так:

  • пропан поступает в редуктор – здесь в сравнение с предыдущей технологией принцип не изменился;
  • редуктор-испаритель выдает постоянное давление на газовые форсунки;
  • по сигналу электронного блока управления (ЭБУ) шток форсунки открывается и газ через врезку в коллекторе подается в цилиндры.

Как видите газобаллонное оборудование обзавелось управляющим блоком – это важнейший этап эволюции. Чтобы не вмешиваться в работу штатного блока управления (БУ) и не провоцировать «чек энджин», одна из задач, которую выполняет ЭБУ, – маскировать наличие параллельной топливной системы. То есть, БУ «не знает», что машина работает на газе, потому что при переключении в газовый режим ЭБУ перекрывает подачу бензина, но продолжает информировать БУ, что бензиновые форсунки работают. Еще одна функция ЭБУ – перехватывать информацию от штатных датчиков и отправлять на штатный блок управления нужные сведенья.

На деле, это происходит проще, чем звучит, потому что сотрудничество БУ и ЭБУ основывается на принципе ведущий-ведомый. Управляющий блок ГБО «командует» газовыми форсунками на основе коррекций бензиновых алгоритмов, которые формируются и фиксируются в момент настройки. Да-да, здесь роль настройщика не меньше, чем в предыдущих поколениях, просто настройки получаются точнее, потому что основываются на данных БУ, а не на субъективных ощущениях настройщика.

Схема ГБО 5

Как происходит установка ГБО?

Под конкретный двигатель подбирается оптимальная комплектация установки – форсунки и редуктор должны соответствовать мощности мотора. С опытом выработались алгоритмы монтажа – каждому агрегату ГБО на борту авто свое место, заранее известно, где расположить редуктор-испаритель, кронштейн для форсунок и ЭБУ. От места расположения зависит корректность и долговечность  работы агрегатов. Также важно место врезки и угол наклона штуцера. Длина патрубка от форсунки до врезки играет огромную роль.

Из универсальных операций отметим расположение газового баллона и выносного заправочного устройства.

Тороидальный баллон помещают в нишу запаски или подвешивают снаружи вместо запасного колеса. Цилиндрические баллоны у легковых машин размещаются в багажнике. Автовладелец может выбрать сам сосуд какой конфигурации использовать. На скорость, как говорится, не влияет, а вот на практичность – еще как. При необходимости специалисты дадут рекомендации. В любом случае, не стесняйтесь задавать вопросы.

Газовая магистраль высокого давления прокладывается по днищу авто повторяя контур бензинового топливо провода. А вот компоновка подкапотного пространства у автомобилей отличается. Вот здесь как раз и пригодятся не только опыт, но и инженерная мысль. Оборудование должно устанавливаться с учетом того, что автомобиль будет обслуживаться  после установки ГБО и дополнительная система не должна мешать штатным устройствам. Когда специалист знает до миллиметра что и где размещать, то время монтажа ГБО заметно сокращается, а качество остается на высоком уровне.

Заключительный этап – настройка системы.

Задача настройщика – подобрать коэффициенты коррекции под каждый режим эксплуатации. Полученный результат проверяется диагностическим оборудованием. Основная настройка системы ГБО проводится сразу после монтажа. Через 1000 км пробега, на нулевом ТО, проводится контрольная настройка в движении.

Назад
Адреса станций

Выберите станцию, чтобы посмотреть контакты

Окружнаяс. Софиевская Борщаговка
ул. Садовая, 48а
Оболоньул. Автозаводская 18
Славутичпересечение ул. Центральная
и 139-ая Садовая
Подолул. Набережно-Луговая, 8
Виноградарьул. Новомостицкая, 25

Сервис

(044) 237 01 41
(063) 237 01 41

Установка ГБО

(044) 353 05 05
(050) 267 05 50
Принимаем звонки
с 8:00 до 20:00
Пн.-пт. 9:00-18:00
Сб. 9:00-16:00
Вс. - выходной
Показать эту станцию на карте
Оболоньул. Автозаводская 18

Сервис

(044) 247 93 47
(063) 247 93 47

Установка ГБО

(044) 353 05 05
(050) 267 05 50
Принимаем звонки
с 8:00 до 20:00
Пн.-пт. 9:00-18:00
Сб. 9:00-16:00
Вс. - выходной
Показать эту станцию на карте
Славутичпересечение ул. Центральная
и 139-ая Садовая

Сервис

(044) 578 02 22
(063) 578 02 22

Установка ГБО

(044) 353 05 05
(050) 267 05 50
Принимаем звонки
с 8:00 до 20:00
Пн.-пт. 9:00-18:00
Сб. 9:00-16:00
Вс. - выходной
Показать эту станцию на карте
Подолул. Набережно-Луговая, 8

Сервис

(044) 578 03 73
(063) 578 03 73

Установка ГБО

(044) 353 05 05
(050) 267 05 50
Принимаем звонки
с 8:00 до 20:00
Пн.-пт. 9:00-18:00
Сб. 9:00-16:00
Вс. - выходной
Показать эту станцию на карте
Время газа