073 105 99 09
Периодически о газе вспоминали, но в основном локально, от недостатка жидкого топлива, как в СССР, например. Впервые глобальный интерес к газу вернулся с началом первого в истории цивилизации энергетического кризиса в начале 70-х. Страны Европы попали под удар из-за недостатка собственной добычи нефти. Благодаря развитости малого бизнеса, наибольшее развитие в создании ГБО произошло в Италии. Из семейных мануфактур того времени вышло большинство крупных производителей оборудования, которые нам известны сегодня.
Газобаллонное оборудование 1-го и 2-го поколений представляет собой простую комбинацию из баллона и редуктора-испарителя, в котором баллонное давление (15-16 атм.) понижается до рабочего (1-1,3 атм.). Принцип работы до остроумия прост: газ поступает в карбюратор за счет разряжения в коллекторе. Для удобства впрыска применяют проставку под карбюратор, а то и вовсе врезают штуцер в корпус карбюратора.
У этих поколений была и одна сложность, связанная с переохлаждением испарителя – при резком снижении давления пропан-бутан переходил из сжиженного состояние в газообразное. Процесс сопровождался снижением температуры. Чтобы корпус редуктора не перемерзал, через него пропускают антифриз из системы охлаждения.
Для нормальной работы ГБО сперва отстраивают подачу газа на холостом ходу, а затем регулируют работу мотора на высоких оборотах. Из-за субъективности оценки настройки «на глаз», корректно настроить систему без специального оборудования практически невозможно. Отсюда и встречаются негативные отзывы, мол, на газе мощность автомобиля существенно падает. На деле же виноват настройщик или сам автовладелец, который пытается «подрегулировать» систему. В результате – некорректный состав смеси, а следовательно, и нарушенный режим ее сгорания.
С появлением технологичных двигателей и совершенных систем впрыска проблема усугубляется – ошибки настроек обходятся дороже, а их последствия проявляются быстрее. Производители газовых установок стали совершенствовать технологию, главным образом колдуя со способом подачи газа и дозированием впрыска. Сперва появилось ГБО с механическими форсунками. Но скорость их срабатывания сильно уступала скорострельности бензиновых форсунок, поэтому вскоре появились электромагнитные форсунки, которые принципиально не отличаются от бензиновых. Вопрос лишь в пропускной способности и давлении топлива. Первый показатель у газовых форсунок выше из-за объема газа, а второй ниже, потому что распылять газ в парообразном состоянии не нужно.
Как видите газобаллонное оборудование обзавелось управляющим блоком – это важнейший этап эволюции. Чтобы не вмешиваться в работу штатного блока управления (БУ) и не провоцировать «чек энджин», одна из задач, которую выполняет ЭБУ, – маскировать наличие параллельной топливной системы. То есть, БУ «не знает», что машина работает на газе, потому что при переключении в газовый режим ЭБУ перекрывает подачу бензина, но продолжает информировать БУ, что бензиновые форсунки работают. Еще одна функция ЭБУ – перехватывать информацию от штатных датчиков и отправлять на штатный блок управления нужные сведенья.
На деле, это происходит проще, чем звучит, потому что сотрудничество БУ и ЭБУ основывается на принципе ведущий-ведомый. Управляющий блок ГБО «командует» газовыми форсунками на основе коррекций бензиновых алгоритмов, которые формируются и фиксируются в момент настройки. Да-да, здесь роль настройщика не меньше, чем в предыдущих поколениях, просто настройки получаются точнее, потому что основываются на данных БУ, а не на субъективных ощущениях настройщика.
Под конкретный двигатель подбирается оптимальная комплектация установки – форсунки и редуктор должны соответствовать мощности мотора. С опытом выработались алгоритмы монтажа – каждому агрегату ГБО на борту авто свое место, заранее известно, где расположить редуктор-испаритель, кронштейн для форсунок и ЭБУ. От места расположения зависит корректность и долговечность работы агрегатов. Также важно место врезки и угол наклона штуцера. Длина патрубка от форсунки до врезки играет огромную роль.
Тороидальный баллон помещают в нишу запаски или подвешивают снаружи вместо запасного колеса. Цилиндрические баллоны у легковых машин размещаются в багажнике. Автовладелец может выбрать сам сосуд какой конфигурации использовать. На скорость, как говорится, не влияет, а вот на практичность – еще как. При необходимости специалисты дадут рекомендации. В любом случае, не стесняйтесь задавать вопросы.
Газовая магистраль высокого давления прокладывается по днищу авто повторяя контур бензинового топливо провода. А вот компоновка подкапотного пространства у автомобилей отличается. Вот здесь как раз и пригодятся не только опыт, но и инженерная мысль. Оборудование должно устанавливаться с учетом того, что автомобиль будет обслуживаться после установки ГБО и дополнительная система не должна мешать штатным устройствам. Когда специалист знает до миллиметра что и где размещать, то время монтажа ГБО заметно сокращается, а качество остается на высоком уровне.
Задача настройщика – подобрать коэффициенты коррекции под каждый режим эксплуатации. Полученный результат проверяется диагностическим оборудованием. Основная настройка системы ГБО проводится сразу после монтажа. Через 1000 км пробега, на нулевом ТО, при необходимости, проводится контрольная настройка.