Модель разменяла не одно поколение, что указывает на исключительные эксплуатационные качества автомобилей. Не последняя заслуга в этом силовых агрегатов, родословная которых тесно связана с двигателями «Мицубиси». Поэтому установка ГБО на Hyundai Sonata с атмосферным двигателем мало отличается от газификации японских моторов. Есть целый ряд комплектаций газобаллонного оборудования, которые проявили себя на этих ДВС наилучшим образом. Подробнее о стоимости и характеристиках этих комплектов можно узнать у нашего консультанта.
То же самое касается системы непосредственного впрыска, которая применяется на некоторых корейских моторах, – она также имеет японские корни, на что указывает соответствующая аббревиатура. Настройки двигателя имеют особенности, поэтому и программа газового впрыска специфичная . Учитывая тот факт, что для езды на газе на непосредственных двигателях нужны персонифицированные настройки, то здесь потребуются персональные прошивки электронного блока управления газовой аппаратурой (ЭБУ).
Начнем с того, что эти двигатели идут без гидрокомпенсаторов. Периодичность регулировок составляет 90 тыс. км пробега – так предписывает производитель. К слову, на газе регулировать тепловые зазоры рекомендуется чаще. Кроме того, бензиновые форсунки и заслонка на этом агрегате склонны к загрязнениям, что влияет на его работу. Поэтому перед установкой газобаллонной аппаратуры следует убедиться в исправности данных узлов. Заодно нужно проверить работоспособность свечей зажигания и ВВ-проводов (Катушек зажигания).
Как уже упоминалось, ГБО на Сонату 2.4 gdi комплектуется специальной программой газового впрыска. Дело в том, что у ДВС с прямым впрыском бензиновые форсунки расположены непосредственно в головке блока цилиндров (ГБЦ), где на них воздействует высокая температура в камере сгорания. В обычных условиях форсунки бы сгорели, однако циркулирующий бензин снимает температурную нагрузку.
Чтобы штатные форсунки не пострадали при газовой эксплуатации, подача бензина при включении ГБО на Hyundai Sonata 2.4 gdi не прекращается. Программа настроена так, чтобы бензин циркулировал даже при езде на пропан-бутане, только объем прокачиваемого топлива урезается до минимальных показателей – бензина подается ровно столько, сколько необходимо для охлаждения форсунок. Остальная потребность в топливе компенсируется пропан-бутаном. Доля газа обычно – не менее 80%. С увеличением оборотов двигателя бензиновая составляющая в общем расходе увеличивается.
Запуск и прогрев мотора происходят на бензине. Этот же алгоритм действует и при газификации машин с традиционным инжектором. Когда температура охлаждающей жидкости (ОЖ) достигает 40°C, контроллер (ЭБУ) включает газовый режим. Однако если в обычных агрегатах с распределенным впрыском подача бензина полностью перекрывается, то здесь реализуется попеременный впрыск. То есть один раз на несколько циклов ЭБУ активирует бензиновый режим, чтобы пропустить через бензиновые форсунки порцию топлива.
С ростом оборотов двигателя количество подаваемого бензина увеличивается, что естественно, ведь и воздействие температуры становится агрессивнее. У красной зоны тахометра доля бензина может составлять до 90%. Именно из-за сложности алгоритма бензин/газ установка ГБО на Hyundai Sonata 2,4 комплектуется специальной программой впрыска, прошитой в блоке Stag 400dpi.
О способностях данного контроллера можно говорить долго, поэтому мы отметим самые главные плюсы для автовладельца – возможность сочетания с элементами газовой аппаратуры сторонних производителей, автоадаптация OBD и точность дозировки. Подробнее о достоинствах «газомозга» КМЕ расскажет наш консультант. Альтернативой подобных систем может быть технология «жидкого впрыска газа» (LPI). Однако цена такого оборудования заметно выше, а значит, срок окупаемости газификации увеличится. Стоит ли ставить ГБО на Сонату 5-6-го поколения, каждый автовладелец решает для себя сам.
Что касается перевода на пропан-бутан обычных «атмосферных» моторов с инжекторной системой подачи топлива, то здесь можно обойтись оборудованием среднего ценового сегмента. Окупается такая установка уже через 10–12 тыс. км пробега. Газовый калькулятор поможет посчитать этот пробег точнее. Персонификация на традиционном инжекторе не нужна, а значит, стоимость такого ГБО на Hyundai Sonata будет ниже.